Абстрактный хип-хоп является поджанром альтернативного хип-хопа и отличается от остальной хип-хоп музыки, в основном, по смыслу, закладываемому в тексты песен. В качестве абсолютной противоположности гангста рэпу, в котором речитатив обычно основан на рассказах о жизни в бедных городских кварталах и на реальных или вымышленных историях из жизни банд, абстрактный хип хоп повествует о темах, обычно не имеющих прямой связи с хип-хоп субкультурой. В текстах обычно повествуются темы об одиночестве, социальных проблемах, духовности, нонсенсах и экзистенциализме. В качестве примера – песня Angel of Solitude от Alias, представляющая собой гипотетический рассказ от первого лица Смерти. По этим причинам, абстрактный хип-хоп считается наиболее экспериментальным из всех поджанров хип-хоп музыки.
В инструментальном плане абстрактный хип-хоп представляет собой лоу-фай и содержит в себе различные вариации джазовых сэмплов и редких нойз-эффектов, часто смешанных с эффектами ревербераций и конкретной музыки.
Ввиду своей недостаточной коммерциализации, абстрактный хип-хоп зачастую известен исключительно ценителям альтернативной хип-хоп сцены. Тем не менее, музыкальные критики, не имеющие связей с хип-хоп культурой, дают крайне теплые отзывы этому течению музыки с речитативом, называя ее более позитивной и особенно подчеркивая отсутствие в ней таких тем, как женоненавистничество и насилие, присущих гангста рэпу.
Нью-джек-свинг (new jack swing) или свингбит (swingbeat) — гибрид хип-хопа и современного ритм-энд-блюза, возникший в конце 1980-х гг. с подачи американского продюсера Тедди Райли (группа «Blackstreet»).
В отличие от традиционного ритм-энд-блюза, нью-джек-свинг характеризуется более четкой ритм-секцией — также, как и в оригинальном хип-хопе, заимствованной из фанка, но менее синкопированной, то есть с практически ровным четким ритмом. В стиле очень часто используются соул-распевки. Читка, как правило, мягкая. Содержание песен — лирическое или фанково-позитивное.
Нью-джек-свинг способствовал включению элементов хип-хопа в музыкальный мейнстрим, причём не только в США, но и в Европе, однако среди знатоков хип-хопа отношение к нему всегда было настороженным. Многие считают этот стиль концом классической эры хип-хопа, когда первоначальная идеология хип-хопа («любовь, единение, согласие и веселье») была выхолощена и сведена к традиционным мотивам популярной музыки. В результате хип-хоп стал восприниматься всего лишь как бренд одного из своих пяти первоначальных элементов — эмсиинга с гангстерской идеологией (см. гангста-рэп).
К типичным представителям нью-джек-свинга могут быть отнесены Бобби Браун, Уилл Смит, Кит Суэт, Salt-n-Pepa, Milli Vanilli, New Kids on the Block и En Vogue. Сильный налёт нью-джек-свинга носили мультиплатиновые альбомы Джанет Джексон «Rhythm Nation 1814» (1989) и её брата Майкла «Dangerous» (1993). Среди крупнейших хитов эпохи нью-джек-свинга — синглы Уитни Хьюстон («I’m Your Baby Tonight», 1990), Марки Марка («Good Vibrations», 1991), Color Me Badd («I Wanna Sex You Up», 1991) и SWV («Weak», 1992).
Snap music — поджанр хип-хоп музыки, возникший в начале 2000-х годов в Атланте, штат Джорджия, и вскоре ставший популярным настолько, что в хип-хопе появилось множество исполнителей с Юга. К 2006 году стиль достиг пика своей популярности. В основу этого стиля легли Южный стиль рэпа, crunk, диско и funk
Название жанра происходит от английского глагола to snap, что значит «прищёлкивать пальцами, издавая характерный звук». Музыкальные композиции обычно включают в себя партии ритм-секции, баса, щёлканья пальцами (snapping) и вокала. Стиль был придуман для исполнения в ночных клубах, хотя музыка непривычно медленна для клубов.
Существует определенный спор относительно того, кого следует считать основателем данного стиля. В качестве таковых называются Dem Franchize Boyz, K-rab, D4L и продюсер Mr. Collipark.
G-funk — «Джи-фанк», дословно означает «гангстерский фанк».
Направление в рэп-музыке, тесно связанное с Западным побережьем США, где оно зародилось и развивалось. Главные особенности джи-фанка — мелодичность, с яркой партией басов (в стиле фанка) и основной мелодией на синтезаторной флейте, с высоким и тонким звучанием.
Основные представители джи-фанка в США: Dr. Dre, Warren G, Snoop Dogg, Nate Dogg, 2Pac и многие другие; в России — G-Style из подмосковного Зеленограда.
Фристайл — импровизация в рэпе; декламация рифмованного ритмизированного речитатива, сочиняемого исполнителем на ходу. Это не заранее написанная, не репетируемая, "сырая" форма хип-хопа. Исполняется под битбокс, или под инструментальные версии ранее записанных хип-хоп песен.
По фристайлу проводится большое количество состязаний (т. н. «баттлов»), в которых участники соревнуются друг с другом в мастерстве рифмованного на ходу слова.
Лучшим фристайлером России признается Noize MC - он одержал победы во многих баттлах, в том числе и на столь престижных соревнованиях как SGK 2005 и Snickers Urbania 2006. Артист заработал себе этим имя, и подписал в последствии контракт с Universal Music Russia.